Ранняя греческая тирания. Формирование полисной системы.
Ранняя греческая тирания.
Проблема ранних ("старших") тираний напрямую связана с колонизацией и крупными изменениями в общественном укладе VII-VI вв. до н. э.
Тирания основана на политическом насилии по отношению к определенной части общества и авторитете одного правителя - наиболее простая форма власти, явившаяся лишь ступенью при восхождении греков к более сложным представлениям о демократии. В Греции эпоха тирании представляла собой переходный этап, причина которого лежала в потере социального равновесия. Период активного хозяйственного развития сопровождался общественными смутами, вызванными поляризацией общества, резко разделившегося на бедных и богатых. Разрыв этот был велик, и для его уничтожения в ряде городов возникают тиранические режимы.
В архаическую эпоху статус знатного человека составлялся из двух компонентов: древности рода и богатства гражданина. Понятия "родовитый" и "бедный", вполне совместимые еще во времена Одиссея, уже не применимы к знати архаической эпохи. Основная часть простого народа стремилась к участию во власти, поэтому именно в смутное время у греков постепенно вырабатывалось представление о гражданстве. Тираны выступили врагами общества, связанного со старыми порядками, то есть господством знати. Основная цель новых правителей - истребление аристократии, поэтому тирания как явление разрушительное не могла носить прогрессивный характер. С другой стороны, правители выражали интересы рядовых граждан и часто, сами того не подозревая, расчищали дорогу демократии. В таком случае народ сам избирал тиранов, и их приход к власти не был связан с прямым насилием.
Выделяют 2 вида тирании: первый - тирания, установленная в результате борьбы демоса с родовой знатью, - из их противодействия и рождалась новая форма власти; второй вид - тирания греческих ставленников Персии, подчинившей полисы на западном побережье Малой Азии и близлежащих островах, - эти тираны проводили проперсидскую политику, когда с VI в. до н. э. молодое персидское государство начало набирать силу. Однако в целом тиранические режимы в Древней Греции не стали повсеместным явлением.
Тирания Поликрата на о. Самос (540).
Тиран Поликрат правил на острове Самос около 540 г. до н. э. Он произвел политическое объединение острова, уничтожил родовое деление на филы и заменил его территориальным, поскольку административное деление насильственно разрушало родовые связи. Был создан большой военный флот и проведены крупные строительные работы: возведены стены, оборонительные сооружения, устроена удобная гавань, проведен водопровод.
Поликрат не удовольствовался властью на Самосе и попытался распространить свою власть на Кикладские острова с целью захвата выгодных торговых путей. В 523 г. до н. э. при храме Аполлона на острове Делос он в свою честь учредил общегреческие празднества. Усиление Самоса не понравилось персам, которые заманили Поликрата в ловушку в Азии и там распяли. Больше на Самосе тирания не возникала.
Тирания Периандра в Коринфе (627-585).
В Коринфе тираны находились у власти около 70 лет (на рубеже VII-VI вв. до н. э.). С их приходом началось развитие колонизационной деятельности - Коринф стал метрополией многих западных апойкий. Наибольшую известность получил тиран Коринфа Периандр, правивший с 627 по 585 гг. до н. э. При нем происходит прямое покорение колоний, часто не подчинявшихся метрополии.
Коринф расширяет внешние связи и усиливается на западном направлении: например, торгует с Иллирией, откуда привозят серебро для чеканки монет, которые впервые появляются не ранее VII в. до н. э. Коринф поддерживает отношения с Италией, Египтом, Испанией, Северным Причерноморьем, Сирией, Кипром - торговля с ними приобретают широкий размах. Коринф становится центром металлообработки, текстильного ремесла и кораблестроения; он родина якоря и триеры - самого быстроходного корабля того времени с тремя рядами весел.
В Коринфе и его колониях суды знати заменяются судами по территориальным округам, упраздняются общие трапезы и система общественного военного воспитания юношей. Последние меры Периандра направлялись против родовой аристократии, в глазах которой появление тирании стало гибелью старинных порядков, доблести знатных родов и самого представления об исконном благородстве, разрушением традиционных обычаев, поддерживавших культуру высших слоев общества. Впрочем, для истории Коринфа это был временный этап. Как провещал дельфийский оракул одному из последующих тиранов Коринфа: "Будешь править ты и твои дети, но не дети твоих детей".
Формирование полисной системы.
Слово "полис" имеет три значения: город, государство и гражданская община. В представлении греков все три значения сливались воедино. Ученик философа Платона Аристотель, изучавший различные виды государственного устройства греческих городов, в своей книге "Политика" определил полис как политическое объединение граждан для создания наилучших условий их духовной и материальной жизни, имеющей своей целью общественное благо, под которым Аристотель понимал справедливость, выраженную в гражданском равенстве1.
Города-государства существовали и до архаической эпохи, но в них были клановые порядки. Преодоление родовых традиций стало решающим для возникновения таких явлений как полис и государственность. Оформляются новые структуры управления и самосознание граждан.
Для создания полиса существовали определенные предпосылки. Одна из первых - географический фактор. Греция хребтами разделена на множество долин, внутри которых поселения не могли укрупняться. Небольшие по размерам территории, пригодные для жизни, обусловили немногочисленность общин, то есть одно из основных условий создания демократии - маленький гражданский коллектив.
Вторая предпосылка связана с отсутствием в гомеровскую эпоху крупных дворцовых комплексов и индивидуализацией производства. Хозяйства становятся самодовлеющими, складывается широкий слой мелких земледельцев, лично свободных. Вместе с центральной властью исчезает необходимый для экономического объединения фактор. В этом одно из основных отличий греческих городов от восточных, где дворцовые или храмовые хозяйства играли объединяющую роль, регулируя религиозную, культурную и производственную жизнь людей. В Греции эпохи "темных веков" и архаики центральная, объединяющая полисы власть отсутствовала, поэтому поселения оставались разрозненными и постоянно враждовали друг с другом.
Частая взаимная вражда стала третьей предпосылкой для создания полисной системы, поскольку внешняя опасность является мощным объединяющим началом. Наличие угрозы со стороны соседей стало причиной консолидации граждан. Возникновение первых полисов происходило путем так называемого синойкизма - начавшегося еще в "темные века" процесса слияния нескольких родовых поселков в один.
Последней, четвертой, предпосылкой возникновения полиса явилось установление тиранических режимов, окончательно сломивших власть знати и открывших дорогу демократии, которая как система сложилась в Греции к V в. до н. э.
Полис представлял собой общину граждан, где народное собрание являлось одновременно народным ополчением и гражданская организация города совпадала с военной - гражданами были люди, которые голосовали и воевали. Основанием для гражданства служило обладание земельным наделом. Человек без земли не мог быть гражданином, поэтому полноправный владел участком земли, на который также претендовало государство. То есть землевладелец не мог перекрыть общественную дорогу или общий путь к водоему, пролегавшие через его участок, не имел права оставлять надел и не обрабатывать его, а также продать чужеземцу и т. д. - государство вмешивалось в частное землепользование граждан. Эта двойственная форма собственности, включающая в себя одновременно частное и государственное владения, обозначается как античная.
Коллектив граждан был немногочислен и противостоял достаточно большой массе зависимого населения, кем являлись неполноправные. Например, Аристотель жил в Афинах как переселенец, метек, и не имел гражданских прав. Кроме метеков, всеми правами не могли пользоваться рабы и женщины, число таких людей оказывалось гораздо большим, чем число граждан, и демократия для античности - достаточно условное понятие, поскольку она ограничивалась небольшим коллективом людей.
Полис становится первоначальной ячейкой двух типов государственного устройства: олигархического и демократического. Олигархический государственный строй был основан на сословных принципах, то есть на противопоставлении избранной элиты остальному населению. Такая форма государственности формируется в Спарте. Демократический режим, существовавший, например, в Афинах, базировался на принципах всеобщего равноправия. Противостояние Афин и Спарты явилось не только враждой двух государств, а глубоким антагонизмом двух систем, который ярко проявится уже в Пелопоннесской войне. Кроме того, Спарта и Афины не типичные для Греции полисы, и их пример не может быть показательным для остальных городов.
Первые греческие законодательства.
С формированием полисной системы связано появление первых законодательств, оформивших новое государственное устройство. Изживание старых порядков, связанных с господством аристократии, иногда происходило за счет реформирования законодательства, а не путем создания тиранических режимов. Первые законы возникают в Греции примерно в VII-VI вв. до н. э. К VII в. относится законодательство Залевка из Локр (город в Южной Италии), к VI в. - правотворчество Харонда из Катан (Сицилия), то есть первые законы появляются в "Великой Греции" - южной Италии и Сицилии. С целью воспитать в гражданах уважение к законам Залевк и Харонд предписали желающим внести поправки являться в народное собрание с петлей на шее, и если народ не признает изменения справедливыми, удавиться на месте. За несколько сот лет существования законов в них почти не было внесено изменений.
Однако наиболее известные правовые кодексы создаются непосредственно в Греции в конце VII - начале VI в. до н. э. Драконтом (621) и Солоном (594).
Законодательство Драконта в Афинах (621).
Драконт был архонтом, осуществлявшим гражданское управление Афинами. О его правотворчестве известно немного. Фактически он лишь записал и кодифицировал уже бытовавшие в Афинах негласные законы. Драконт отменяет право кровной мести, проводит четкое различие между умышленным и непреднамеренным убийством. При нем происходит важное оформление права на частную собственность, когда смертной казнью каралось любое покушение на имущество даже малой ценности, например, кража овощей. Когда Драконта спросили, почему в его законах все преступления заслуживают смертной казни, он ответил, что не смог придумать ни меньшего, ни большего наказания. Подобного рода законодательства, "записанные кровью", отражали определенный этап становления государства, через который проходили многие древние общества1.
Законодательство Солона в Афинах (594).
Солон, по поздней античной традиции, входил в число семи великих мудрецов древности. Благодаря изданным им законам были заложены основы будущей афинской демократии.
В 594 г. до н. э. Солон становится архонтом и проводит реформы. При нем развивается оливководство - олива, по преданию, была дарована Афинам самой дочерью Зевса Палладой, которая в споре с Посейдоном предложила жителям города оливковую ветвь, ставшую символом процветания и благосостояния полиса. Афины начинают широко торговать оливковым маслом, Солон поощряет разведение виноградников и расширение садов, регулирует водоснабжение в засушливых областях за счет рытья новых колодцев. Он вводит интересный закон: если отец не научит сына ремеслу, то сын вправе отказать родителю в помощи в старости, то есть знание определенного ремесла становится одним из элементов гражданского статуса человека. Солон проводит изменения в весовой и монетной системах: устанавливаются обязательные для всей Аттики единые стандарты, способствующие развитию торговли. Вводятся законы против роскоши: запрещается устраивать дорогие погребения, устанавливать роскошные гробницы и приносить большие жертвы. Данные постановления направлялись против знати.
Антиаристократический характер носили и социальные реформы Солона, который впервые в Греции ввел понятие имущественного ценза. Солон разбивает всех граждан на четыре разряда согласно размеру их имущества. Человек, обладавший 500 медимнами дохода (медимн - мера сыпучих тел, около 50 л), входил в первый разряд "пятисотников". Второй разряд (ценз - 300 медимнов) - так называемые "всадники". Всадники и пятисотники - высшие категории граждан - получали почетное право служить в коннице и избираться на гражданские должности. Третий разряд - зевгиты, "владельцы упряжки волов" (200 медимнов), - должны были служить в тяжеловооруженной пехоте, поскольку не могли содержать лошадь. Тех, кто владел доходами меньше 200 медимнов (четвертый разряд), называли фетами, и они получали лишь право голосовать в народном собрании. Ценз определял зависимость общественного положения гражданина не от его родовитости, а от имущественного состояния, - в этом и состояла важность социальных реформ.
Солон отменяет долговую кабалу - задолженности, связанные с закладом земли, и делает свободными многих земледельцев. Активизируется деятельность народного собрания, Солон вводит Совет четырехсот, который осуществляет подготовку дел в промежутках между созывами собрания. При Солоне возникает особый судебный орган - гелиея, - проверявший отчеты должностных лиц и разбиравший конфликты между гражданами.
Реформы Солона легли в основу демократической системы Афин, представлявшей собой вершину политического творчества древних греков, не превзойденную впоследствии.