Период высокой классики (V в. до н. э.). Исскусство.

Театр.

Театральные представления восходят к культовым действам в честь Диониса, на которых выступали зачинатели дифирамбов (песен в честь бога). С 534 г. до н. э. показ трагедий был официально включен в празднества Дионисий. Трагедия сначала была шутливым представлением, связанным со спутниками Диониса козлоногими существами - сатирами, откуда и произошло слово трагедия - "песнь козлов". Когда сюжеты постановок выходят за рамки дионисийских празднеств и драматурги обращаются к героическим сказаниям, трагедии утрачивают веселый характер и становятся частью общественной жизни.

Расцвет греческого театра приходится на период высокой классики и связан с именами трех великих драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Сами греки пытались увязать эти три имени, приурочив их к знаменитому морскому сражению с персами при Саламине (480): когда Эсхил сражался, Софокл возглавлял хор славивших победу юношей, а Еврипид только родился.

Эсхил (525-456), "отец греческой трагедии", происходил из знатного элевсинского рода, участвовал в греко-персидских войнах, в сражениях при Марафоне и Саламине, создал свыше 80 произведений, из которых полностью сохранились лишь семь ("Персы", "Семеро против Фив", "Прометей прикованный", трилогия "Орестея" и др.). До Эсхила трагедии представляли собой диалог между одним актером и хором - драматург ввел на сцену второго актера.

Для Эсхила характерна убежденность в разумном устроении мира, существующего по вечным законам под надсмотром богов. Человеческие деяния могут пошатнуть это мироустройство, однако изменить его не в состоянии. Конфликт между человеческими страстями и незыблемым миропорядком - характерная черта произведений Эсхила. Например, в трагедии "Персы", описывающей поражение персов у острова Саламин, победа греков трактуется не только как следствие их военного и политического превосходства, но и как результат преступной гордости царя Ксеркса, покусившегося на изменение существующего миропорядка.

Софокл (496-406) происходил из семьи богатого афинского оружейника, получил прекрасное образование, был знаком с Геродотом и крупным политическим деятелем Афин Периклом, занимал высокие должности, но на государственном поприще не преуспел, хотя и пользовался уважением за свою честность. За свою жизнь создал более 120 трагедий, из них, как и у Эсхила, дошли лишь семь ("Антигона", "Царь Эдип", "Электра" и др.). В своих драмах Софокл увеличил число актеров до трех человек.

Творчество Софокла совпало с высшим подъемом афинской демократии и отразило, с одной стороны, осознание греками полноты человеческой свободы, а с другой, их сомнения в незыблемости религиозных и нравственных устоев. В трагедиях Софокла люди, будучи свободны и ответственны за свои действия, вступают в конфликт с объективно существующим порядком вещей и нарушают нравственные, религиозные или установленные государством нормы. Исправить ошибку им удается лишь с помощью богов, которые напрямую не вмешиваются в жизнь людей, но дают о себе знать через пророчества. Например, в трагедии "Антигона" главная героиня, дочь Эдипа Антигона совершает символическое погребение брата Полиника, тело которого запретил хоронить правитель Фив Креонт. Схваченная стражниками Антигона заявляет царю, что тот не имеет права нарушать нравственные и божественные законы. Однако Креонт считает свою волю выше этих установлений и велит казнить девушку, которая, будучи заключена в пещеру, кончает жизнь самоубийством. В наказание за преступление боги лишают Креонта единственного сына и супруги.

Еврипид (ок. 484-406) родился на острове Саламин, при жизни не пользовался такой же славой, как его предшественники, переехал в Македонию, где и скончался. Еврипид создал 92 драмы, из них сохранилось 17 ("Медея", "Вакханки", "Ифигения в Авлиде" и др.). Практически все дошедшие трагедии были написаны в первые годы Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой, что наложило отпечаток на его творчество как трагика.

Еврипида, в отличие от Эсхила и Софокла, больше интересует внутренний противоречивый мир человека, чем окружающий его незыблемый миропорядок, который, по его мнению, может быть и недостаточно разумен. В трагедиях Еврипида человеческие нравственные ценности теряют свою основу, и источником конфликта становятся внутренние переживания человека. В "Медее" жена предводителя аргонавтов Язона дочь царя Колхиды Медея, желая отомстить изменившему ей мужу, убивает его вместе со своими детьми и новой супругой, но преступление не приносит Медее удовлетворения, а только опустошает ее.

В V в. до н. э. после трагедий появляется новый драматический жанр - комедия (от греческого "совершать шествие"), также восходящий к дионисийским празднествам, на которых исполнялись шутливые и порой непристойные песни. На Великих Дионисиях комедия была впервые поставлена в 486 г. до н. э. Фольклорный источник комедий - бытовые сценки с перебранкой двух актеров, один из которых колотит другого.

Крупнейшим комедиографом эпохи высокой классики был Аристофан (ок. 446 - ок. 385), написавший около 40 комедий, из них дошло 11 ("Облака", "Мир", "Женщины в народном собрании" и др.). Как и у Еврипида, творчество Аристофана было связано с Пелопоннесской войной. В его комедиях описана социальная утопия утомленных войной простых людей, идеалы которых остались в прошлом. Эти земледельцы охотно пользовались благами демократии, но не принимали ее крайних проявлений, связанных с необходимостью вести войну, - так рождалась сатира на политических деятелей. Например, в комедии "Мир" простой земледелец верхом на огромном навозном жуке поднимается на Олимп, чтобы освободить богиню мира, находившуюся в плену у бога войны.

Изобразительное искусство. Скульптура.

Искусство высокой классики достаточно полно характеризуют слова Перикла, стратега, стоявшего пятнадцать лет во главе Афин: "Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности". Мудрый Солон выразился еще короче: "Ничего лишнего". Это и были основные принципы, положенные в основу греческого искусства.

Статуи не были принадлежностью музеев и устанавливались в храмах, на площадях под открытым небом, в многолюдных местах, и прохожие воспринимали их как часть повседневной жизни. Скульптуры обычно раскрашивались яркими красками, соответственно и воспринимались. Идеализированный образ белоснежных статуй возник лишь в эпоху Возрождения. Кроме того, большинство греческих статуй известно по римским копиям порой не лучшего качества, поскольку подлинники не сохранились. В эпоху классики портретное искусство не выработалось: в скульптурах внимание уделялось прежде всего пластике тела, а не выражению лица.

Одним из первых крупных скульпторов классической эпохи был Поликлет, написавший особое сочинение - "Канон". Художник интересовался проблемой формы, заложенной в каждой статуе, и в "Каноне" попытался выявить основные элементы, из которых состоит человеческое тело, подчинить их определенному числовому соотношению. Поликлет максимально формализовал искусство, ища общезначимые законы пропорций, а статую Дорифора (копьеносца) создал в качестве иллюстрации своего сочинения. В копьеносце все выверено с математической точностью: например, голова составляет 1/8 высоты фигуры, кисть руки - 1/10. Это абсолютная, страшная в своем совершенстве, систематизированность реализована в статуе, обладающей тем не менее живой пластикой за счет приема, называемого хиазмом, благодаря которому до конца непонятно, движется Дорифор или нет. Правой ноге, немного отставленной назад, противоположена левая рука с зажатым в ней копьем, а левой ноге, на которую пришелся вес тела, противостоит свободно висящая правая рука: если провести линии вдоль плечевого пояса, скошенного влево, и пояса бедер, который скошен вправо, они пересекутся, образовав букву "Х". Это и есть хиазм - прием, применявшийся не только в скульптуре, но и в архитектуре и даже литературе как фигура речи1.

Другим известным скульптором V в. был Мирон, художник, в противоположность Поликлету пытавшийся передать напряженное движение. В статуе "Дискобола" сжатая энергия достигается за счет пластики рук и ног, а не всей фигуры: торс у дискобола фактически неподвижен. Статую можно рассматривать лишь с определенной позиции: она не объемная в полной мере, поскольку у нее рельефный характер.

Другая скульптурная группа Мирона - "Афина и Марсий". По преданию, Паллада сделала флейты, но когда стала играть в присутствии богов, ее осмеяли, так как у богини смешно раздувались щеки. Она обиделась и бросила, прокляв, флейты, которые подобрал бог плодородия силен Марсий, научившийся в совершенстве на них играть. Он возгордился и вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона, который, победив Марсия, жестоко расправился с флейтистом, с живого содрав кожу. Мирон изобразил сцену, когда Афина только бросила злосчастный инструмент, а Марсий его заметил и собирается подобрать. Психологический центр группы - флейты между двумя героями. Движение Марсия разрывается среди двух импульсов: хочется жадно схватить, но с другой стороны - в страхе отпрянуть, а Афина уже собирается уйти, но медленно и угрожающе оглядывается.

Изобразительное искусство. Архитектура.

В классическую эпоху разрабатывается принцип ордеров. Ордер в архитектуре - определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. В период классики появляется три основных ордера: дорический, ионический и коринфский, которые легли в основу европейской архитектуры XVI-XIX веков. Разница между ними лучше всего иллюстрируется на примере колонн этих ордеров. Дорическая колонна простая и строгая, покрыта продольными желобками - каннелюрами, ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Это суровый стиль, в архитектуре его отождествляют с мужским характером и в дорических храмах колонны могли заменяться статуями атлантов. К дорическим относится храм Посейдона в Пестуме (ок. 460 г. до н. э.).

В ионическом ордере, возникшем, вероятно, под восточным влиянием, колонны прямые, практически без энтазиса (небольшого утолщения посередине, обязательного для дорических колонн); пропорции сооружений облегчены, им свойственны и легкость, и изящная утонченность. Капители сделаны в форме двух тугих завитков, волют. Ионический ордер в противоположность дорическому соотносили с женским началом - недаром волюты сравнивали с женскими локонами, а сами колонны иногда заменялись статуями девушек, кариатид. В таком духе был оформлен один из портиков Эрехтейона, храма, воздвигнутого на месте легендарного спора Афины и Посейдона на афинском акрополе.

В коринфском ордере колонны венчались стилизованными листьями аканфа. По преданию архитектор, впервые применивший этот ордер, увидел на могиле одной девушки корзину с ее любимыми игрушками, принесенную на кладбище безутешной кормилицей. Корзину опутали проросшие сквозь нее листья аканфа - картина, вдохновившая художника.

Вершиной зодчества классического периода стал архитектурный комплекс афинского Акрополя, являвшегося одновременно святилищем, укреплением, общественным центром, местом хранения государственной казны, картинной галереи и библиотеки. Окончательное оформление Акрополь получил при Перикле. Иктин и Калликрат перестроили Парфенон, святилище Афины, а Фидий в центре Акрополя воздвиг ее огромную статую с тем расчетом, что отблеск острия копья Паллады будет издали виден подплывающим к городу кораблям. В архитектуре Акрополя соединены два ордера: ионический и дорический. Этот комплекс неразрывно связан с окружающим ландшафтом, что вообще характерно для строительства классической эпохи. Храм не противопоставлялся природе, а сливался с нею, и нынешняя резко контрастная белизна античных храмов - результат губительного действия времени, поскольку они, как и статуи, раскрашивались: вертикальные части - черным цветом, а горизонтальные - красным; теперь все краски стерты. Входом на Акрополь служили Пропилеи, выстроенные архитектором Мнесиклом, слева от них была Пинакотека, первая картинная галерея, а справа - храм Ники Аптерос (бескрылой); крыльев ее лишили для того, чтобы богиня победы никогда не покидала город. На самом Акрополе возвышались вышеназванные Парфенон и Эрехтейон, хиастически расположенные по отношению к Пинакотеке и храму Ники Аптерос. Если провести две линии "Парфенон - Пинакотека" и "Эрехтейон - храм Ники", то они пересекутся в виде буквы "Х", - сочетание разнородных по конструкции построек, гармонически уравновешенных хитроумной планировкой.

Афины с VI в. до н. э. стали символом высших достижений греческой культуры. Сюда стремились художники, поэты, скульпторы; даже поэт Пиндар, происходивший из Беотии и всегда относившейся к этому городу враждебно, писал: "Блестящие, увенчанные фиалками, воспетые славные Афины, опора Эллады, божественный город". А один из острых на язык современников констатировал: "Если ты не видел Афин, то ты пень, если видел и не был восхищен, то ты осел, а если по своему желанию их покинул, то ты верблюд". Верблюд было одно из самых обидных прозвищ в античности.